На Господа уповах…

автор: Я.А.Смирнова

араНам, жителям Кольского полуострова, давно кажется привычным типичный северный пейзаж с его сопками, покрытыми разве что скромной растительностью в виде мхов, кустарников да карликовых березок.

И все-таки даже для «искушенного» северного глаза не могут не показаться удивительными ландшафты побережья Баренцева моря. Глядя с возвышенностей на эти необъятные просторы, особенно поздней осенью, видишь прямо-таки инопланетно-космическую картину — на десятки километров вокруг только серый гранит да черно-синие озера. Да редкие города – гарнизоны — Западная Лица, Гаджиево, Видяево. Вот оно, подножие Арктики.

Едем из г. Гаджиево старой военной дорогой. Вдруг совершенно неожиданно из низины

Ура-губа

Ура-губа

внезапно открываются возделанное поле, а чуть дальше- поселок с дымящимися печными трубами и гуляющими по улицам добротными буренками. Это Ура- губа. Но откуда и как возникло оно здесь, на самом, казалось бы, краю земли?

Задавшись таким вопросом и постепенно проникая в тайны истории Ура-губского поселения, мы познакомились с интереснейшим человеком- одной из старейших жителей здешних мест, заслуженным деятелем культуры РСФСР, настоящей поморкой, старостой прихода в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости» Мирой Семеновной Шиховой.

М.С. Шихова

М.С. Шихова

В течение длительного времени Мира Семеновна, будучи заведующей городской библиотекой, собирала документальный материал об истории поморского поселения на Крайнем Севере, изложив его в изданном в 1989 г. небольшим тиражом историческом очерке «Село на краю земли», посвященном 125-летию Ура-губы. Да и собственного жизненного опыта нашей собеседницы хватит не на один очерк.

Она – то и поведала нам удивительную историю своей жизни, неразрывно связанную с историей поселка Ура-Губа, куда попала почти 60 лет назад в далекие послевоенные годы.

Семья потомственных финских рыбаков до войны и начала блокады жила в городке Ораниенбаум (теперь-Ломоносов) под Ленинградом. Отец Миры Семеновны был рыбаком финской колхозной артели на Балтике. Ловили корюшку, ряпушку. Мама работала в колхозе птичницей. Оба были глубоко верующими лютеранами.

Только чудо сохранило эту семью от полного истребления в 30-е годы.

Страшный период сплошной коллективизации и борьбы с «кулачеством» особенно больно ударил по финнам- ингерманландцам, малочисленному народу (140 000 человек), который занимался преимущественно рыболовством и сельским хозяйством.

После выхода в свет постановления ЦК ВКПб «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30.01.1930 началось «великое переселение народов».

Массовые переселения финнов заканчивались ликвидацией целых национальных районов. Так,

Приспущенные флаги Ингерманландии, Финляндии и Восточной Карелии в знак протеста против депортаций ингерманландцев. Хельсинки. 1934 г.

Приспущенные флаги Ингерманландии, Финляндии и Восточной Карелии в знак протеста против депортаций ингерманландцев. Хельсинки. 1934 г.

во исполнение циркуляра Главного управления милиции НКВД CCCР «Об очистке двадцатидвухкилометровой пограничной полосы от кулацкого и антисоветского элемента», вышедшего в апреле 1935 г., перестал существовать Куйвозевский финский национальный район Ленинградской области. Только в 1932—1934 гг. более 10 тыс. финнов оказались поголовно выселенными из приграничных с Финляндией районов. Усиление преследований в течение 1935 и последующие годы сильно затронуло лютеранскую церковь и ее последователей среди финского населения. Депортации ударили, главным образом, по наиболее стойким защитникам веры своих предков. Среди депортированных были те, кто находился на службе лютеранской церкви в качестве проповедников, приходских служащих, церковных старост, а также прихожане евангелическо-лютеранских общин, как правило -простые крестьяне и рыбаки , а также местная интеллигенция.

Новые выселения ингерманландских финнов связаны с началом Великой Отечественной войны. Прежде всего, с постановлением 1941 г. «Об обязательной эвакуации немецкого и финского населения из пригородных районов Ленинграда», которое прямо касалось выселения ингерманландцев. Многие из них были высланы также по приказу 21 августа 1941 г. «О выселении из Ленинграда и области социально опасных лиц» и постановлению «О выселении из Ленинграда в административном порядке социально опасного элемента», изданного властями 9 марта 1942 года.

переселенияО масштабах переселенческого движения и его темпах можно судить по тому факту, что в 1942 г. около 25 тысяч ингерманландских финнов, оказавшихся в блокаде, были в течение суток вывезены по Дороге Жизни в Сибирь в качестве спецпоселенцев, за два дня (26-27 марта) из Ленинграда и Ленинградской области было выселено 96 тысяч человек, включая и ингерманландских финнов.

К такому «социально опасному элементу», разделившему голод и ужасы блокады, сквозь бомбежки добывающим и доставляющим рыбу в голодающий Ленинград и наравне с «благонадежным», поддерживающим едва теплящуюся жизнь города на Неве, была отнесена и семья Миры Семеновны Шиховой. В 1942 г. она с родителями и братом попадает в Салехард, где остается до конца войны.

-Нас, блокадных детей , мама отхаживала рыбьим жиром. С тех пор для меня вкус рыбьего жира – это самый любимый вкус, связанный с детством, — рассказывает Мира Семеновна.

Распоряжение СНК СССР от 19 сентября 1945 г. № 1925, запрещало ингерманландским финнам возвращение на жительство в Ленинградскую область, поэтому назад в Ораниенбаум семью не пустили, хотя там оставался небольшой домик, сохранившийся, кстати, до сих пор.

Известно письмо председателя Леноблсовета Н.Соловьёва от декабря 1945 г. Председателю СМ РСФСР Косыгину А.Н. с просьбой разрешить продать 1500 домов и построек финнов и тем самым воспрепятствовать им возвращаться в Ленинградскую область. Разрешение было получено. Тысячи людей лишились последнего.

В этот период с целью восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной Войны правительство СССР издает ряд постановлений, направленных на воссоздание системы рыболовецких колхозов на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и на Сахалине. Принимается решение направить туда переселенцев из числа малых народов из Архангельской, Новгородской и Псковской областей.

Так семья Миры Семеновны в начале 50-х годов попала в поселок Ура-губа, названный так по имени одного из многочисленных заливов Баренцева моря , который в свою очередь берет название от реки Ура, что , как объяснили нам местные жители, означает «Олень».

К тому времени в этих местах уже давно существовали рыболовецкие хозяйства, которые Ура-Губа-300x261появились здесь в начале 60-х годов XIX века. Ура основана в 1864 г. двумя семьями норвежских финнов. Это была первая финляндская колония на Мурманском берегу. Буквально через 6 лет после основания колонии в Уре уже было 12 хозяйств. Финны переселялись из Норвегии из-за тяжести налогов, тогда как в России действовал льготный налоговый режим для колонистов. Царским правительством предполагалось, что хозяйственная самостоятельность колонистов позволит не расходовать государственный бюджет на охрану и благоустройство территорий.

В сравнении с другими более старыми поселениями Кольского полуострова Ура-губа росла быстро. Так, становище Гаврилово, известное еще в XVIII веке, к началу ХХ века насчитывало чуть более 100 жителей, тогда как население Ура-губы превышало 260 человек. К концу XIX века в Уре имелось два двухэтажных дома.

После октябрьской революции 1917 г к 30-м годам здесь был создан передовой рыбколхоз «Энергия» (или «Тармо» по-фински), в период войны полностью разрушенный, а с 1949 года возрожденный вновь силами переселенцев, в числе которых были родители Миры Семеновны. Колхоз получил от государства новые суда – траулеры и сейнеры. Был организован рыбокоптильный завод мощностью 2 тонны в сутки, приобретены плавмастерские. Работали школа, библиотека, где много лет трудилась наша собеседница.

Работая в библиотеке, занимаясь краеведением, не думала Мира Семеновна, что ей предстоит открыть еще одну страницу истории поселка Ура-губа, да и своей собственной жизни. Страница эта называется «Храм».

Каждый по-своему приходит к вере и к Богу. Так и Мира Семеновна к вере шла своим путем. Война, блокада, репрессии, переезды. Уже в зрелом возрасте, когда, наконец, прекратилось в России вращение зловещего «красного колеса», появилась возможность не скрывать свою веру, открыто посещать храм. Ближайшим к Ура-губе православным храмом в советское время была Благовещенская церковь в Коле. Туда православные ура-губцы долгое время и ездили.

здание, где проходят богослужения в Ура-Губе

здание, где проходят богослужения в Ура-Губе

Образовавшаяся в конце 90-х годов ура-губская православная община собиралась вначале в правлении колхоза, затем в доме культуры. 10 февраля 1998 года официально считается датой основания прихода. Первоначально его старостой была Надежда Николаевна Котенко, а впоследствии- Мира Семеновна Шихова. Сейчас приход располагается в здании бывшего санатория для детей-инвалидов, страдавших детским церебральным параличом и остаточными явлениями полиемиелита. Многих детей – пациентов санатория Мира Семеновна вспоминает до сих пор, говорит, что и они ее помнят еще как библиотекаря, проводившего для них интересные и познавательные встречи с книгами, увлекательные чтения, человека, просто дарившего больным детям тепло.

Рождение храма в Ура-губе происходит невероятно тяжело. Не хватает людей, способных выполнить определенные задачи- Мира Семеновна сама стала и свечницей, и юристом, и строителем. Нужны средства для обустройства, необходимо оформить ряд юридических документов. Общая тяжелая экономическая обстановка в поселке также очень осложняет этот процесс да и подъему морального настроя, к сожалению, не способствует.

Богатейший когда-то колхоз- миллионер находится на гране беспрецедентного разорения, которое поселок, возможно, видел только после войны , когда от него осталось одно большое пепелище вследствие прицельных атак со стороны фашистских истребителей и прохождения здесь линии фронта .

За последние 20 лет численность населения сократилась с 2200 чел до 700 чел. В поселке

Приход Ура-Губа

Приход Ура-Губа

практически не осталось молодежи и детей. Мужская часть населения стремительно спивается. Причины этого- не какие-то природные катаклизмы, не военные действия. Во-первых- лишение людей в советские годы духовной опоры в виде веры в Бога, во-вторых — нежелание постперестроечных властей хоть как-то заниматься проблемами рыболовства, Севера , малых городов, в третьих- принятие немыслимых, чудовищных законов, фактически не позволяющих людям, живущим на море, прокормить себя- все это поставило вопрос существования таких поселков, как Ура-губа, под сомнение.

Из 12 судов осталось только одно судно, способное обеспечить лов. Если в 70-е годы вылов рыбы позволял обеспечивать свежей рыбопродукцией и местное население, и соседние населенные пункты, а, кроме того, сдавать значительную часть продукции мурманским рыбопереработчикам, то теперь улова едва-едва хватает самим рыбакам.

На ферме крупного рогатого скота из около 700 голов осталось лишь 50, едва теплится птицеферма. Молоко в связи с высочайшими показателями качества и жирности, кроме молокозаводов, специально поставлялось в больницы, детские сады, школы Мурманской области, много- продавалось населению. Сейчас его едва хватает ура-губским и видяевским детсадам.

Полностью закрыты самая северная в стране уникальная конеферма, звероферма, направлявшая пушную продукциею в Карелию, Уренгой, перестали существовать коптильный рыбозавод, хлебопекарня, выпускающая когда-то великолепный знаменитый ура-губский хлеб, который с удовольствием покупали жители ближайших поселков Видяево, Вьюжный, Гаджиево.

-Думаю, что с появлением в поселке православного храма жизнь как-то снова наладится, активизируется. Но, конечно, процессы в мирской жизни и в церковной происходят параллельно. Без подъема поселка вряд ли удастся приподнять и храм, — говорит Мира Семеновна,- не хотелось бы только, чтобы Ура-губа повторила судьбу таких поселков, как Териберка, порт Владимир, Дальние Зеленцы, Сайда и множество других, совсем недавно фактически переставших существовать. Надеемся только на Бога, на Его вразумление и нас, и наших правителей, законотворцев. А будем с Богом — поднимемся.

(943)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *